velarysolnce
В нашем обществе принято считать, что философию следует оставить философам, социологию - социологам, а смерть - мертвецам. Я полагаю, что такая точка зрения – одна из величайших и наиболее деспотических ересей нашего времени. Я напрочь отрицаю тот взгляд, что в вопросах, представляющих всеобщий интерес (таких, например, как смысл жизни, природа наилучшего общественного устройства или ограниченность человеческих возможностей), только специалисту позволено иметь собственное мнение, да и то лишь в пределах собственной специальности. К счастью, таблички с надписью "Частное владение. Посторонним вход воспрещен" становятся все большей редкостью в нашей сельской глубинке, зато они по-прежнему растут как грибы вокруг высоких стен, скрывающих наши литературные и интеллектуальные угодья. Несмотря на все достижения науки и техники, наш век – за пределами наших узкопрофессиональных интересов – оказался интеллектуально самым ленивым и безвольным из всех столетий, существовавших в истории. Еще одна цель этой книги – высказать предположение, что основной причиной неудовлетворенности, столь же характерной для нашей эпохи, как оптимизм был характерен для восемнадцатого века, а довольство собой – для девятнадцатого, является именно то, что мы выпускаем из рук наше врожденное и самое насущное из человеческих прав – право на собственное, самостоятельно сформированное мнение по любому касающемуся нас вопросу.

То, что мы называем страданием, смертью, горем, бедой, трагедией, нам следовало бы называть платой за свободу. Единственная альтернатива этой страдальческой свободе — бесстрадальная несвобода.

Возможно, через сто лет жизнь будет менее несовершенной, чем сегодня; но она будет ещё менее несовершенной через сто лет после того. Тоска по совершенству бессмысленна, потому что где бы мы ни вступили в бесконечный processus, мы с одинаковым успехом можем вглядываться в даль с ностальгией по будущему и рисовать себе лучшие времена. Она, кроме того, вредна, потому что любой предел совершенства поражает настоящее злокачественным недугом. Для тоскующих по совершенству совершенные цели дня завтрашнего оправдывают любые несовершенные средства дня сегодняшнего.


+33

@темы: Джон Фаулз